Руководитель проектов компании СОФТ-ВЕСТ Сергей Абузаров о внедрении системы ЕГАИС: 

Что такое ЕГАИС, и «с чем ее едят»?

Вспомним, какую задачу ставила для себя система ЕГАИС? Это жесткий контроль государства над оборотом этилового спирта, включая все стадии - от его производства, дистрибуции, до оптовой и розничной продаж. Для этого на каждую бутылку алкогольной продукции клеится акцизная марка, подтверждающая, что алкогольная продукция не является контрафактной, и что по ней был заплачен налог государству. Для потребителя же акцизная марка является единственным гарантом того, что у него в руках не поддельный алкоголь. Со стороны вроде бы все правильно - государство и зарабатывает, и потребителя защищает от контрафакта.  

А как же обстоят дела в действительности? С 1 января 2016 года к системе подключили розничное звено цепочки. С этого времени розница должна подтверждать поставку алкогольной продукции в системе ЕГАИС. Для этого ФГУП «ЦентрИнформ» были разработаны специализированные программные средства, и практически все производители систем автоматизации, предназначенных  для ведения учета в рознице, были интегрированы с данными программами в той или иной степени. 

Что же мы имеем сейчас?

На данный момент система работает нестабильно, очень часты случаи потерь документов, остановки работы сервиса целиком. На мой взгляд, причина в том, что очень многие вещи не были учтены в процессе разработки системы ЕГАИС, поэтому и возникает множество проблем. Например, разные коды ЕГАИС на одну и ту же продукцию, невозможность контролировать продукцию на этапе приемки товара. Я общаюсь с большим количеством ритейлеров, и надо сказать, что по первым оценкам внедрения системы ЕГАИС - около 10% удается оформить без проблем. С остальными приходится совершать массу дополнительных действий - просить поставщика переооформить накладную, потому что в накладной товар из разных партий, а строка у товара всего одна, а поставщики не ведут контроль акцизов. Очень часто подвисает сам сервис, дублируются накладные, и это я еще не касаюсь вопросов возврата товара и актов постановки на баланс. Постоянно возникают нестыковки с тем, что в оптовом звене документооборот ведется на основе кодов ЕГАИС, а в розница оперирует данными с акцизных марок, которые сейчас не фигурируют в процессе документооборота в опте. 

Но основные проблемы еще впереди, ведь с 1 июля розничные компании обязаны будут передавать информацию о каждой единице проданного товара. В связи с этим не очень понятно,  а что же делать с остатками продукции на складах ритейлера? Вроде бы есть возможность поставить их на баланс, но если ты не делаешь расход алкоголя сейчас, то зачем тебе ставить на баланс продукцию, которая будет накапливаться, а расходоваться в системе не может. Поэтому у ритейлеров с этим сейчас большой вопрос - когда ставить продукцию на баланс - сейчас или перед тем как начинать фиксировать продажи в системе ЕГАИС? К сожалению, четкого ответа на данный вопрос не может дать ни ФСРАР,  ни разработчик системы ФГУП «ЦентрИнформ», ни простая логика.  

tochka prodazh_101.png

Читать обзор на сайте журнала "Точка продаж"