Компания СОФТ-ВЕСТ приняла участие в обзоре сентябрьского номера журнала "Точка Продаж". Обзор был посвящен технологии RFID и ее применению в розничной торговле. Экперт от нашей компании - руководитель проектов Сергей Абузаров ответил на некоторые вопросы обзора:
Почему, на ваш взгляд, несмотря на длительную историю RFID-технологии, внедрение ее в России все еще не стало массовым?
Несмотря на то, что у RFID-технологии достаточно много преимуществ и благодаря быстрому считыванию и идентификации меток товаров процесс оформления покупки существенно повышает скорость обслуживания посетителей, приемку товаров, инвентаризацию. Тем не менее, есть обстоятельства, препятствующие широкому внедрению RFID в розничной торговле.
В первую очередь, это стоимость внедрения данной технологии. Необходимость нанесения метки на каждую единицу очень увеличивает себестоимость товара. Если в опте или fashion эта технология может быть применима, поскольку доля стоимости метки относительно единицы продукции не так высока, то в рознице с необходимостью маркировки всего ассортимента возникают вопросы. Кроме этого, размер современных RFID-меткок не является достаточно компактным, что также создает определенные трудности при маркировке определенных групп товаров.
Кроме этого, существует еще психологическая проблема низкого уровня доверия как персонала, так и потребителей к меткам. Процесс считывания штрихкода абсолютно понятен и контролируем персоналом, тогда как процесс идентификации радиометки непрозрачен, и отследить ошибку при считывании достаточно сложно. Поэтому я считаю, что применение RFID в продуктовом ритейле точно не оправдано.
Каково, по вашему мнению, будущее технологии RFID в сфере торговли? Насколько российские ритейлеры готовы к внедрению инновационных продуктов и решений?
Как мне кажется, если говорить про будущее RFID-технологии в сфере торговли, то в том виде, в котором она существует на данный момент, она не имеет будущего. Для дальнейшего развития этой технологии должны измениться методы нанесения меток и сами метки должны стать более компактными, незаметными и устойчивыми к внешним факторам.
Может ли технология RFID быть использована для построения программы лояльности ритейлера?
Если каждому покупателю выдать индентификатор с меткой, можно понимать движение перемещение и нахождение покупателя в магазине. При этом форма идентификатора может быть разной - брелок, игрушка, карточка. Но, на мой взгляд, будущего у этой технологии нет, так как существуют альтернативные технологии, менее затратные, проще реализуемые и обладающие большим функционалом, например, мобильные приложения.
Придаст ли импульс развитию технологии внедрение обязательной маркировки идентификационными знаками товаров легкой промышленности на территории ТС, в частности, реализация пилотного проекта по введению маркировки предметов одежды из натурального меха?
На мой взгляд, это ничего не даст, так как в данном случае речь идет не о идентификации товара как таковой, а налоговой и акцизной нагрузки такими метками товара для того, чтобы контролировать его прохождение.
С какими трудностями могут столкнуться компании-производители одежды и обуви, розничная торговля, в связи с внедрением обязательной маркировки?
С теми же, с которыми сейчас сталкиваются продавцы и производители алкогольной продукции в связи с внедрением ЕГАИС - необходимость полной замены оборудования, корректировки бизнес-процессов и технологий передачи информации.
Требует ли внедрение RFID перестройки бизнес-процессов?
На мой взгляд как таковой перестройки бизнес-процессов не требуется, но небольшую коррекцию, безусловно, понадобится провести.
Мнение нашего эксперта не совпало с мнением коллег, принимающих участие в данном обзоре и считающих RFID-технологию наиболее перспективной для применения в розничной торговле. А Вы как считаете? Готовы ли Вы использовать RFID-метки и в чем эта технология могла бы быть Вам полезной?
Полный обзор Вы можете найти на страницах журнала "Точка продаж".