Сегодня современному торговому предприятию, чтобы победить в конкурентной борьбе, необходимы новые инструменты повышения эффективности бизнеса, более тонкие технологии управления торговым пространством и ассортиментом. О новых возможностях, которые открывает ритейлу модуль «Домино 8: Торговля. Категорийный менеджмент», рассказывает коммерческий директор нашей компании Сергей Шаламов.
Разработка модуля стала закономерным ответом на актуальные потребности розницы. Категорийный менеджмент сегодня является одним из наиболее эффективных инструментов повышения доходности. Это доказано и теорией, и практикой. Однако в реальной жизни российского ритейла его потенциал используется далеко не в полной мере, многие базовые процессы остаются не оптимизированными.
Товарный рынок насыщен, а торговых площадей мало, реальное предложение поставщиков превышает возможности магазина по выкладке. Соответственно дефицит торговых площадей и полочного пространства требует, чтобы то что есть использовалось эффективно. Существуют также и проблемы логистики, товарооборота, назначения цены, перезатаривания. Применение категорийного менеджмента позволяет выстроить управление ассортиментом и значительно увеличить объем продаж.
Категорийный менеджмент ориентируется на вкусы покупателей и выстраивает ассортимент в соответствии с их потребностями. Торговая сеть должна корректировать ассортиментные матрицы в зависимости от местоположения магазина – в рабочем квартале и в элитном районе не должны предлагаться одни и те же товары. Этот принцип лежит в основе разработки программного модуля. В своей системе мы технически реализовали основные понятия и методики категорийного менеджмента и значительно упростили механизм их использования.
Категорийный менеджмент – это процесс оперативного управления, встроенный в бизнес, он должен быть постоянным, как дыхание. Работа в режиме аврала вынуждает вызывать дорогих консультантов, которые за 2-3 недели «причесывают» ассортимент и уходят, не раскрыв алгоритмов управления. Через полгода все валится, и снова требуется вызывать консультантов. Модуль позволяет всегда корректировать планы по результатам, замкнуть цикл управления: направление – результаты – анализ – изменение направления.
На двух уровнях управления
Модуль позволяет осуществлять управление категориями на двух основных уровнях. Первый – уровень коммерческого директора (директора сети), определяющего стратегию, ассортиментную политику, соотношение категорий – сколько, каких товаров и в каких категориях должно быть. Невозможно представить себе управление категориями без понимания товарной массы в разрезе ценовых ниш. Покупатель имеет предпочтения в основном внутри определенных ценовых ниш. При этом вариативность марок высокая. Задача коммерческого директора – определить ассортимент по категориям и в разрезе ценовых ниш, то есть, сколько в магазине сможет и должно продаваться определенных товарных позиций.
Второй уровень – категорийный менеджер, который, имея направляющее указание коммерческого директора, подбирает ассортимент товаров внутри категорий. Модуль поддерживает принцип закрепления каждой категории за определенным менеджером, что позволяет равномерно распределять нагрузку, контролировать работу сотрудников, выстроить мотивацию в зависимости от товарооборота, оборачиваемости по группе, дохода и т. д. Когда менеджер отвечает за рентабельность своей категории, возрастает вероятность того, что он будет подбирать нужные товары, а не те, что сулят выгодные бонусы от поставщиков.
Таким образом, модуль помогает менеджеру обеспечить эффективность категории, коммерческому директору – эффективность магазина и гармоничное соотношение категорий, компании в целом – увеличить доходность бизнеса. Введение системы категорийного менеджмента позволяет увеличить выручку предприятия на 5-20%.
Аналитические возможности
Система, опираясь на статистику, дает возможность получить информацию об обороте, прибыли, количестве товара, торговой площади, расчитать коэффициент эффективности. Модуль содержит инструменты, позволяющие оптимально распределить торговые площади между категориями и вести наблюдение за поведением каждого товара внутри категории, анализировать отношение доли категории в обороте магазина, дохода и занимаемого этой категорией торгового пространства.
По закрытию месяца система автоматически собирает и структурирует статистику, выдает рекомендации, анализирует текущий месяц по отношению к прошлому и будущему и предоставляет расчеты. Все это позволяет понять, как каждый менеджер выполняет планы и указания по ассортиментной матрице, выявить остатки, факты перезатаривания по позициям, товары, не пользующиеся спросом. И категорийный менеджер, и коммерческий директор могут четко видеть, какие товары групп АВС продавались, как вели себя эти товары по отношению к предыдущему периоду, сколько дней были в наличии и продаже, каковы средняя маржинальная наценка и скорость реализации.
Легкость использования
Сотрудникам, которые работают с модулем, не приходится сводить сложные отчеты по результатам месяца, анализ формируется в виде набора интерактивных отчетов по анализу категорий, работать с которыми очень легко. С помощью отчетов пользователь одновременно видит информацию, принимает решения, указывает системе, что необходимо сделать.
Внедрение модуля в систему предприятия занимает 1-2 дня. Есть возможность работы отдельно от «Домино» с другими бэк-офисными ПО и товароучетными системами, если они способны обеспечить необходимый поток информации в нужных разрезах. Длительного обучения работе с модулем не требуется, так как в нем используются и поддерживаются базовые понятия категорийного менеджмента, хорошо известные специалистам. От менеджеров, работающих с модулем, требуется выполнение простых и четких действий.
Программное обеспечение рассчитано на магазин любого формата. При правильной эксплуатации инвестиции в модуль окупаются за 1-2 месяца, максимум – за квартал. Модуль уже внедрен на многих предприятиях розничной торговли и стал важным конкурентным преимуществом для использующих его ритейлеров, на основе пожеланий которых компанией «Софт-Вест» выпущено два пакета изменений и дополнений.
Посмотреть статью в журнале «Точка продаж» №81 (октябрь 2013)