В этом году правительство ужесточает правила продажи алкоголя в рознице, в 2016 году каждый продавец алкоголя обязан будет перейти на систему ЕГАИС. Что нужно для внедрения ЕГАИС, какие действия предпринять, какие инструменты использовать, чтобы избежать потребуются и как избежать штрафов и потери лицензии?

egais.jpg

ЕГАИС - Что это такое?

ЕГАИС — это Единая Государственная Автоматизированная Информационная Система, разработанная для контроля производства и реализации алкогольной продукции на территории России. Производители и импортеры алкоголя устанавливают счетчики с 2006 года.

Обязанность по фиксации в ЕГАИС объемов закупки и поставки алкоголя в организациях оптовой торговли вводится в 4 квартале 2015 года. Розничных продавцов обяжут вести поштучный учет бутылок в ЕГАИС с 2 квартала 2016 года.(включая продавцов слабоалкогольной продукции).

Продажа алкоголя без подключения к ЕГАИС после вступления закона в полную силу станет незаконной. Исключение (до июля 2017 года) составят магазины в населенных пунктах с численностью менее 3000 человек.  

Ответственность за нарушение порядка фиксации информации в ЕГАИС

Ответственность за нарушение порядка фиксации информации об объемах производства и импорта алкоголя в системе ЕГАИС установлена статьей 14.19 кодекса об административных правонарушениях, предусматривающей штраф: 

  • для руководителя компании – 10 или 15 тысяч рублей; 
  • для компании, как юридического лица – 150 или 200 тысяч рублей.  

Механизм работы: 

На каждой бутылке крепкого отечественного алкоголя или вина есть специальная федеральная марка, для импортного алкоголя — акцизная марка. На нее нанесен двухмерный штрихкод (PDF-417) или штрихкод типа Datamatrix. Данный код несет в себе сведения о ключевых параметрах продукта: производителе, дате розлива, наличии лицензии и др. В скором времени двухмерным штрих-кодом будут отмечены бутылки и банки пива. Через год — вся алкогольная продукция (например, коктейли, сидр и медовуха).
 
При продаже этот штрихкод сканируется при помощи специального 2D-сканера, далее кассовая программа магазина, измененная в соответствии с требованиями ЕГАИС, отправляет информацию с марки на компьютер с установленным транспортным модулем.  
 
Транспортный модуль передает информацию на сервера Росалкогольрегулирования для проверки. В случае положительного результата алкогольная продукция отпускается покупателю, покупатель получает чек с QR-кодом.   
 
Какие технические требования предъявляет к продавцам ЕГАИС?

Независимо от масштабов предприятия, использование системы ЕГАИС является абсолютно бесплатным. Однако, оборудование для работы с ней участникам алкогольного рынка придется покупать на собственные средства. В наличии должны быть:  

  • компьютер со скоростью интернета более 256 кбит/с
  • программный модуль ЕГАИС (скачивается бесплатно с сайта ФСРАР) 
  • совместимая с ним кассовая программа
  • смарт- или флеш-карта с электронной подписью (персональным скрипт-ключом)
  • 2D-сканер для считывания двухмерных штрих-кодов PDF417
  • фискальный регистратор с возможностью печати QR-кодов

Минимальные технические требования подразумевают операционную систему не ниже версии Microsoft Windows 7 Starter и программное обеспечение не ниже Java 8. Мощность процессора должна начинаться от 32 бит, а его частота — составлять не менее 2.0 ГГц.  

Чем мы можем помочь?

Начинать процедуру подключения к системе ЕГАИС торговому предприятию нужно с регистрации на сайте ФСРАР, далее следуя инструкциям, размещенным на сайте. 

Со своей стороны мы заверяем, что кассовая программа "ДОМИНО. Торговая касса" полностью совместима с ЕГАИС, для получения обновления программы ДОМИНО необходимо обратиться в компанию СОФТ-ВЕСТ.

Также компания СОФТ-ВЕСТ готова предоставить торговым предприятиям необходимое оборудование, совместимое с системой ЕГАИС: 2D-сканеры и фискальные регистраторы от ведущих мировых производителей.

Помните, что ответственность за выход на прилавок контрафактного товара или товара с не считываемыми акцизными марками несет сам магазин. Поэтому во избежание проблем и штрафов мы рекомендуем проверять товар уже на этапе приемки. Для этого рекомендуем также использовать терминалы сбора данных со встроенным 2D-сканером.